Экологические игры для детей

Экологические игры для детей

Формирование эмоционально-чувственной сферы детей одно из ключевых направлений в экологическом просвещении. Вырабатывание у них ощущения симпатии и уважения к окружающему миру и населяющим его существам способствует укреплению фундаментальных знаний о природе.

Существует несколько принципов так называемой игровой экологии:

  • сообщайте детям не только голые факты о природе, делитесь с ними своими ощущениями, которые испытываете вы сами;
  • больше наблюдайте и не мешайте этому процессу «учебными» разговорами. Дать необходимые пояснения можно позже, опыт прямого взаимодействия с природой запоминается намного ярче;
  • акцентируйте внимание ребенка на том, что ему может быть интересно, и постепенно воспитывайте в нем наблюдательность;
  • сохраняйте во время занятий и игр атмосферу радости. Дети естественным образом тянутся к знаниям, если почувствуют вашу заинтересованность и энтузиазм

Игра «Пищевая цепочка»

В игре участвуют 11 человек:

Солнце (1),

Трава (6),

Мышки (3)

Лиса — (1).

Солнце берет в руки тарелку с печеньем - «энергией» (12 штук) и передает ее Траве. Каждая Травинка получает по два печенья, одно из которых она съедает, а другое отдает по цепочке Мышкам. Последние получают от Травинок по два печенья каждая, одно из которых они съедают, а следующее передают Лисе. Подобным образом последний ребенок Лиса получает энергию в три печенья. Одну долю Лиса расходует, а остальную передает тому, кто может ее съесть.

Эксперимент «Сколько воды на Земле»

Для опыта потребуется банка воды объемом три литра — это вся вода, которая есть на планете. Предложите игрокам назвать все водные объекты, существующие на Земле. После этого налейте воду из банки в стакан (200 мл) — теперь это вся пресная вода на планете. Наберите воду из стакана с помощью пипетки, и капните из нее три капли. Скажите, что сейчас вы потеряли весь запас воды, содержащийся в реках, озерах и болотах со всего мира.

Игра «В некотором Царстве»

В различных частях площадки положите карточки, изображающие три Царства живой природы: Растения, Животные и Грибы. Участникам игры раздайте карточки, изображающие разных живых существ и скажите, что после специальной фразы, которую произнесет ведущий, они превратятся в жителей этих Царств.

После слов ведущего: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа», — каждый участник становится тем существом, карточка с которым у него есть. Грибы садятся на корточки и сцепляют ладони на голове. Растения стоят на месте и покачиваются из стороны в сторону. Животные передвигаются по площадке и издают характерные для них звуки. Когда ведущий произнесет вторую фразу: «Раз, два, три — в свое Царство беги», участники разбегаются по соответствующим живым Царствам. Проверьте правильно ли каждый участник выбрал место, и при необходимости проговорите ошибки.

Игра «Паутина жизни»

Играющие встают в круг и начинают разматывать клубок. При этом каждый оставляет у себя в руке часть веревки. В это время ведущий создает экосистему, давая каждому из игроков названия компонентов экосистемы. Игроки наклоняются назад таким образом, чтобы веревка слегка натянулась. После создания экосистемы, ведущий рассказывает легенду: например, что на этом месте будет строительство (или другое вмешательство человека). По ходу рассказа некоторые компоненты системы гибнут и отпускают веревку. В результате связи между участниками ослабевают, также как и экологические связи в настоящей экосистеме.

Игра «Предупредительные знаки»

Участникам игры дается задание придумать и нарисовать несколько знаков, которые можно установить в лесу или у реки, в парке или на улицах. Знаки должны носить предупреждающий или запрещающий характер. Они также должны быть направлены на защиту прав животных, растений или охрану окружающей среды. Надо постараться сделать их такими, чтобы они не только несли какую-то информацию, но также оказывали эмоциональное воздействие на человека.

Упражнение направлено на развитие понимания интересов и потребностей живых существ, а также анализ собственного поведения по отношению к ним. В конце участники могут рассказать какие ощущения у них вызвали те или иные нарисованные знаки.

Игра «Канюки и мыши»

Посредством этой игры участникам иллюстрируются такие явления как внутривидовая конкуренция, взаимодействие хищника и жертвы, а также последствия антропогенного воздействия на природу. Ведущему понадобятся коробка спичек, часть из которых будет помечена и мел. Игра может проводится как помещении, так и на свежем воздухе.

На первом этапе из группы участников выбираются два человека, которые будут Хищниками. Оставшиеся дети будут играть роли Полевых мышей. Далее на земле рисуется круг большого диаметра, которое будет Полем. Внутри этого круга рассыпаются спички, которые являются Колосками. Вокруг Поля каждая Мышка обозначает свою Нору. Из задача принести в свою Нору как можно больше Колосков. При этом за один раз можно принести только один Колосок.

Задача Хищников охотится за Мышами. При этом они могут поймать только движущуюся Мышь в пределах Поля. Если Мышь замирает внутри круга, она не может быть схвачена. Канюки приносят свою добычу к себе в Гнездо.

Игра заканчивается когда на поле осталась одна или две Мыши.

После завершения ведущий подводит итоги: кто из Хищников был самым удачливым (по количеству добычи), какая Мышь — самая ловкая, то есть та, которую не поймали, а также выясняются последствия антропогенного воздействия. Спички, которые были помечены, обозначали отравленные пестицидами растения. Мыши, которые съели такие Колоски, во время игры, подверглись негативному влиянию вредных веществ, что сказалось на их потомстве. То же самое касается и Хищников, которые съели таких Мышей.

«Экологический кодекс жителей Земли»

Составление кодекса может помочь в формировании экологического мировоззрения участников-составителей, а также скорректировать взаимодействие с окружающим миром.

Участникам игры предлагается провести мозговой штурм и сообща разработать экологический кодекс жителей планеты. На первом этапе фиксируются все предложения, даже если некоторые кажутся менее удачными, чем остальные. После этого, на втором этапе, участники оценивают каждый из пунктов, выстраивают их по приемлемому для всех порядку и дорабатывают формулировки. На третьем этапе полученный Кодекс проходит общее обсуждение и при необходимости дополняется.

Это упражнение отлично подходит для завершения игрового цикла.