Выпускник МФТИ создал «убиратор»: сервис, объединяющий сборщиков макулатуры

23-летний выпускник физического факультета МФТИ Никита Никишин создал бизнес, который объединил в себе частных сборщиков макулатуры и магазины, склады, офисы. Сервис устроен по аналогии с «Яндекс-такси» или «Uber». Как пишет газета «Ведомости», в столице насчитываются тысячи водителей, которые зарабатывают сбором и сдачей макулатуры. В пунктах приема вторсырья бумагу и картон принимают по 6-8 тысяч рублей за тонну. Сервис, который в июле 2018 года разработал Никишин и его однокурсник Алексей Хацкевич автоматизирует и в некоторой степени легализуют такой бизнес.

Процесс устроен как и в такси. Магазин, который заключил соглашение с сервисом размещает заказ на вывоз мусора. Один из частников, видя заказ, окликается на него в приложении и забирает. 25% от суммы сдачи макулатуры сервис берет себе в виде комиссии. Спустя год после запуска проекта клиентами стали 30 компаний с 160 точками сбора. В системе пока работает 45 водителей.

По словам Никишина, в месяц водители «Убиратора» сдают во вторсырье 250 тонн макулатуры в месяц. С июля 2018 по май 2019 года оборот компании составил 5,5 млн рублей.

Никишин рассказал «Ведомостям», что и раньше занимался экологическими проектами. Будучи студентом первого курса он запустил проект «Чистое дело» по сбору пластиковых отходов и макулатуры в Долгопрудном (там располагаются общежития университета). В городе установили 100 баков для раздельного мусора. Студенты приобрели грузовую машину, арендовали помещение, в котором хранили собранные отходы и купили пресс. Средства Никишин и его единомышленники находили на краудфандинговых платформах, в виде пожертвований от предпринимателей или компаний, а также за счет грантовых программ. В общей сложности за 7 лет существования проект привлек 2,5 млн рублей.

В 2017 году Никишин выступает с новой экологической инициативой – он запускает акцию «Добрая школа», направленную на сбор макулатуры в учебных заведениях. Сейчас проект поддерживают школы 66 городов. И «Добрая школа» и «Чистое дело» вышли на самоокупаемость, однако Никишин хотел устроить прибыльный бизнес. Когда он работал в проекте «Добрая школа», ему приходилось постоянно искать водителей, которые забирали бы не очень большие партии макулатуры из школ. Это и натолкнуло молодого предпринимателя на создание цифровой платформы, которая свела бы сборщиков и источники макулатуры.

Вскоре после запуска стартап смог привлечь конвертируемый заем в $100 тысяч от венчурного фонда Tealtech Capital. Это позволило проекту успешно стартануть.

Выгода

Успех такого бизнеса во многом проистекает из особенностей законодательства – все компании обязаны сдавать мусор в утилизацию. Выбрасывать такие отходы, как макулатуру, пластик или стекло в обычные мусорки нельзя, надо отправлять их на переработку. Более того, в законодательстве прописано около 100 категорий отходов, которые не подлежат захоронение. Все компании обязаны учитывать количество отходов и их категории, и отдавать на проверку. При этом только 27% макулатуры из общих 12 млн тонн отправляется на переработку, говорится в исследовании Высшей школы экономики. Это связано с тем, что крупные компании по сбору не хотят браться за объемы меньше 300 килограмм, тогда как множество маленьких точек (магазины, кафе) производят по 30-50 кг в день. Такие точки пользуются услугами частных сборщиков или бесплатно раздают картон дворникам. Однако по словам юристов в последнее время надзорные органы все пристальнее следят за сдачей отходов в утилизацию, вынуждая магазины заключать договоры с юрлицами.

Сборщики

Как пишут «Ведомости», в Москве порядка 2 тысяч сборщиков макулатуры. Такой вид заработка становится выгодным, поскольку с начала этого года при сдаче отходов на переработку не нужно платить подоходный налог, а макулатуру из магазинов сборщики получают бесплатно. Однако работа отличается нестабильностью и высокой конкуренцией. Как рассказал один из сборщиков газете, в среднем в день он мог зарабатывать 3-4 тысячи рублей, однако иногда несколько дней не удавалось заработать вообще ничего.

Пользуясь этой нестабильностью Никишин и искал себе водителей – он обещал им ежедневный доход и поток заказов. С помощью социальных сетей и сарафанного радио удалось привлечь 45 сборщиков.

Когда водитель заходит в систему, в приложении появляется выстроенный маршрут из нескольких точек сбора. Разработкой маршрутов занимаются специалисты по логистике. В штате их работает 8 человек, говорит Никишин. Если водитель не приезжал на заказ – его на месяц блокировали, если, наоборот, работал хорошо – награждали премией.

Чтобы избежать воровства и мошенничества со стороны водителей – макулатуру ведь они забирают бесплатно – Никишин заключил соглашения с пунктами приема. Деньги за макулатуру они перечисляют «Убиратору», который, после вычета процентов платит водителю.

Никишин рассчитывает, что к 2020 году компания выйдет на оборот в 400 млн рублей. Однако пока компания убыточна и ищет инвесторов и новых клиентов. Тридцати нынешних явно недостаточно. Убиратор планирует расширить перечень вывозимых отходов, добавив пластик и металл, а также платить за мусор крупным сетям, чтобы переманить их к себе. При этом у «Убиратора» уже появились конкуренты: компании «Чисто-чисто», «Реактор» и другие.

Прогнозы

Никишин смотрит на проект оптимистично. По его оценкам, объем мусорного рынка (промышленных отходов и ТБО) в России достигает $10 млрд. В течение пяти лет «Убиратор» рассчитывает занять 0,7%, а это порядка $70 млн. Однако такие обороты неминуемо привлекут к себе внимание налоговой службы. Тогда «Убиратору» придется подключать только тех водителей, которые зарегистрированы как «самозанятые».

 

Поделиться:
Регион
Опубликовано пт, 24/05/2019
comments powered by HyperComments