Добыча россыпного золота в России становится одной из системных экологических проблем. «Золотари» продолжают обострять и без того непростые отношения с населением в местах своего присутствия. Ранее Росприроднадзор предложил сократить выдачу лицензий на россыпное золото до единичных разрешений. Однако экоцидным добытчикам по-прежнему назначаются минимальные штрафы, не соответствующие причиненному ущербу, что провоцирует к дальнейшим нарушениям.
В Баймакском районе Башкирии некое ООО «Весна» пытается вести разведку и добычу россыпного золота, которая требует больших объёмов воды и больших сбросов отработанной жидкости. Общественные инспекторы сообщают: «Весна» запруживает реку Япракты, а также вырубает лес вокруг месторождения.
Все это сопровождается десятками мелких нарушений. Отсутствуют ограждения и обвалования, нет контейнеров для мусора, герметичных выгребных ям, цистерны лежат на грунте без бетонного основания. Кроме того, граждане жалуются: разработка месторождения не согласована с ними через общественные слушания, а участок имеет статус земель сельхозназначения.
На Дальнем Востоке, особенно в Забайкальском крае, жалобы на «золотарей» исчисляются сотнями. В районах добычи становится непригодной вода в реках, уничтожаются пастбища, сенокосные угодья, луга. Компании платят необременительные штрафы и продолжают работать в прежнем режиме, что накапливает злость населения.
Впрочем, в Амурской области, где золотодобытчики нанесли самый большой ущерб рекам, их начали привлекать к ответу: губернатор Василий Орлов просил установить 5-летний мораторий на выдачу лицензий по разведке/добыче возле особо охраняемых природных территорий. А в сентябре Минприроды объявило, что не будет выдавать лицензии на добычу золота в нерестовых реках Камчатки.